Содержание материала
Что такое инсайт
Инсайт (с англ. insight) — состояние озарения, прорыва в ментальной сфере. Часто к озарению приводит продолжительный мыслительный процесс.
Потребительский инсайт — инструмент для маркетологов, часть стратегии продвижения товара/услуги, позволяющий выделить продукт компании на фоне конкурентов и добиться успеха. Инсайт лежит в основе любого бренда, на него нанизываются остальные стратегии.
Рекламные «озарения» решают следующие задачи:
-
Привлекают внимание покупателя;
-
Повышают доверие к торговой марке;
-
Увеличивают продажи.
Основа инсайта в рекламе — простая формула «Я хочу то-то, но не могу, потому что…». Первая часть указывает на желания и мотивацию, а вторая на проблему, решить которую должен маркетолог, найти скрытые мотивы потребителя, чего ему не хватает, чтобы сделать покупку. Рассмотрим несколько примеров удачных инсайтов.
Видео
Виды инсайтов в психологии
Любому более-менее связанному с психологией человеку известно, что инсайт – это двигатель для изменений. Поэтому именно психология изучает озарение больше других наук.
И вот что нам поведали исследователи: инсайт у человека бывает двух типов. Сейчас мы с вами их рассмотрим:
- Интеллектуальный. Человек отдает себе отчет в своем поведении, анализирует его, видит связь между раздражителями и своими реакциями. Например, логично, что сороконожка на кровати вызовет у него отвращение и желание от нее избавиться. Такой инсайт может показаться окружающим неприемлемым, они могут осудить подобное поведение. Этот вид инсайта находится в сфере контроля человека.
- Эмоциональный. Появляется какое-то новое или давно забытое старое ощущение, которое помогает человеку понять себя, глубины своей психики. Здесь к интеллектуальным операциям присоединяются эмоции. Личность начинает понимать себя, принимать со всеми “тараканами” и раньше отвергаемыми, отрицаемыми сторонами.
Эмоциональный инсайт встречается довольно часто у тех, кто работает над собой и пытается совершенствоваться. А это как раз то, чем мы занимаемся на этом блоге!
Например, вы заметили, что ничего не успеваете. Прочитали статью про прокрастинацию и поняли, что таки хотите изменить свою жизнь к лучшему и стать счастливее. И у вас инсайт: нужно привыкать делать дела поэтапно, но приступать к этому сразу! Вы признали, что есть такая проблема, и бессознательное уже нашло выход – разбивать дело на этапы и начинать их выполнять не отходя от кассы.
Вот и инсайт, вот и изменения, вот и качественно новая жизнь.
Как появляется инсайт
Озарение настолько неуловимо и непредсказуемо, что кажется, как будто его невозможно изучить и проанализировать. Однако специалистам давно удалось это сделать. На основании наблюдений за поведением обезьян Келлер выделил три этапа инсайта:
- Хаотичное поведение.
- Пауза, отвлечение.
- Адекватное поведение.
Еще раньше французский математик Анри Пуанкаре писал про инсайты, рассматривая озарение при занятиях точными науками, вне привязки к психологии. Ученому удалось выделить 4 этапа озарения. Современные специалисты дополнили и расширили формулировки Пуанкаре с учетом актуального понимания принципов работы человеческой психики:
- Подготовка. Поиск информации, изучение материала, формулирование вопроса, попытка найти решение уже известным способом. При безуспешности этой попытки сознание переадресует вопрос бессознательному.
- Отвлечение (созревание). Не найдя ответа, человек переключается на что-то другое либо отдыхает и расслабляется. В это время бессознательное продолжает трудиться над поиском решения.
- Собственно инсайт. Бессознательное находит решение и переадресует его сознанию. Зачастую это происходит совершенно неожиданно для человека, занятого другими делами.
- Проверка. Человек анализирует полученный результат, оценивает его правильность и достоверность с точки зрения осознанного знания и имеющегося опыта.
Можно ли простимулировать инсайты
Никто с точностью не может сказать, когда вас настигнет очередная внезапная догадка. Потому что она, как творческий процесс, непостоянна. Ее невозможно измерить линейкой, запланировать.
Но! В нашей жизни продолжают действовать физические законы. И творческие люди научились немного влиять на появление инсайтов, стимулировать “приход” нестандартных решений путем следования некоторым правилам.
Итак, чтобы словить инсайт, необходимо придерживаться 3 пунктов:
- Инсайт появляется на основе конкретной информации. Это значит, если хотите увеличить свой доход, то нужно хотя бы прочитать книги по финансовой грамотности. Здесь важно обучение.
- Для прихода озарения важно давать мозгу паузы. Отвлекайтесь, расслабляйтесь, давайте сознанию восстанавливаться. Оно не станет истощенным, а в голову будут приходить более адекватные мысли.
- Инсайты любят тишину и монотонность. Они приходят при монотонной работе, играх, занятиях, при выполнении рутинных и скучных заданий. Например, чтобы написать диссертацию, мой преподаватель раскладывал пасьянс. И мысли отличные в голову приходили!
А чтобы прокачать свою жизнь, в том числе словить кучу инсайтов, вы можете пройти онлайн-курс или тренинг. Поверить в себя и достигнуть того, чего именно вы желаете в этой жизни, поможет обучение у человека, который прошел этот путь.
Один из таких людей – Николай Ягодкин:
- основатель школы Advance с оборотом более 400 млн в год;
- 11 лет преподает, его курсы прошли 80 000+ человек.
Его онлайн-тренинг Ваш курс к успеху ускорит ваши перемены в жизни.
Программа курса состоит из 4 модулей (14 онлайн-занятий):
- Развитие себя через самопознание. Вы поймете, как выстроить свою жизнь так, чтобы в 100 из 100 случаев достигать своих целей.
- Финансовая независимость. В течение года вы сможете увеличить свой доход в 2 раза только за счет того, что измените подход к карьере.
- Правила и методики для достижения целей. Вас больше ничего не будет останавливать на пути, и у вас появится четкое видение своих целей.
- Мотивация. Вы научитесь осознанно загораться своими идеями и, что немаловажно, действовать.
Стоимость – 990 руб.
Также на на нашем блоге есть подробный обзор школы Николая Ягодкина Advance.
Инсайт в науке
Инсайты – неотъемлемая часть научного познания мира. Он лежит в основе множества открытий, в том числе известных любому школьнику. Кто не слышал о таблице химических элементов, которая приснилась Менделееву? А знаменитая «Эврика!» Архимеда, благодаря которой мы узнали о гидростатическом законе, или яблоко, подтолкнувшее Ньютона к открытию закона всемирного тяготения?
Это – лишь небольшая часть огромного количества научных инсайтов. Пытливый мозг, решающий важную задачу, не успокоится, пока не найдет ключ к разгадке. Порой – даже если обладатель этого мозга на уровне сознания уже потерял надежду найти решение или отвлекся на другие дела.
История появления термина
Французский математик А. Пуанкаре стал первым ученым, использовавшим в научной сфере термин «инсайт» — этим понятием в 1910 г. он обозначил внезапное озарение после долгой работы. А в психологии слово «инсайт» впервые употребил в 1920-ых гг. уже упомянутый нами выше Вольфганг Келер, один из отцов гештальтпсихологии. Постепенно инсайт стал краеугольным камнем всей гештальтпсихологии, его важнейшим и основополагающим понятием.
В основу теории об инсайте легли выводы, сделанные Келером при проведении им опытов с человекообразными приматами, которым требовалось догадаться применить палку для того, чтобы достать высоко подвешенную еду. Момент выхода из сложной ситуации, когда обезьяне приходила в голову идея сбить еду находящейся рядом с ней палкой, Келер назвал эффектом «ага-реакции». Поначалу его научные изыскания подверглись резкой критике, но со временем сделанные Келером выводы получили дальнейшее развитие в работах других ученых.
Применение инсайтов на практике
В наши дни инсайты широко применяются в практической психологии, многие специалисты активно используют прием, призванный вызвать озарение, в своей повседневной деятельности. Для этого психолог накапливает необходимые сведения о клиенте, задавая ему ряд взаимосвязанных вопросов, и тем самым подталкивая клиента к выходу из сложившейся в его жизни сложной ситуации. Эта методика очень действенна, хоть и требует немалых временных и эмоциональных затрат, как со стороны психолога, так и со стороны клиента. Также описываемый феномен часто используют при проведении психологических тренингов, включая и групповые занятия, связанные с получением группой коллективного задания.
Как искать и создавать инсайты
Инсайт в рекламе — это то, что можно искать и создавать, пользуясь специальными инструментами. Чтобы его найти, требуется:
-
Подробный портрет потребителя.
Для успешной продажи товара, услуги, нужно изучить потребителя и его потребности. Когда речь идет не о новом продукте, необходимо проанализировать уже имеющиеся данные. Одной статистики недостаточно. Чтобы понять, почему синяя ваза пользуется большим спросом, чем красная, нужно копнуть глубже, начать вести диалог с аудиторией.
Лучший способ — опросы. Помогут хорошо составленные вопросы, которые помогут выявить скрытые мотивы потребителей, например: «Чем занимается?», «Как отдыхает?», «Как проводит свободное время?», «Какие книги читает?», «Что смотрит?» и т.д.
Задумайтесь, каким образом предлагаемая услуга, товар поможет облегчить жизнь.
Важно: Потребительский инсайт необходимо искать, он не лежит на поверхности. Это истинные мотивы, которые, в большинстве случаев, скрыты. Обнаружить их поможет метод «Insight mining» — детальные вопросы.
-
Правила создания инсайта:
-
Предлагать решение конфликта: обнаружить противоречия и устранить их посредством собственных услуг, продуктов.
-
Затрагивать вечные ценности человека.
-
Мыслить нестандартно. Это позволит опередить конкурентов и уловить будущие тенденции.
-
Полностью погружаться в проблему потребителя.
Как использовать инсайты
Главное не боятся, что вас не поймут. Инсайт тонкая вещь, она задевает каждого.
К примера, я писал пост в честь масленицы для одного ресторана:
Купить рекламу Отключить
«Сегодня не просто Масленица, а день звонка от бабушки со словами: «Скорее приходите, а то все блины остынут»⠀Можете, кстати, опередить ее и позвать к нам. Нам очень важно знать мнение вашей бабули😉»
Здесь я отталкивался от того, что в масленицу людям звонит бабушка или мама, и зовет скорее на блины. Такое было почти у всех, ну кроме тех, у кого бабушки жили далеко.
Отличный пример сообществ, которые идеально используют инсайты тут. У них ниша презервативов и, конечно, в сексе есть много секретов, о которых умалчивают, но все их знают.
Надо просто сказать о том, о чем человек думает, но никогда не говорит.
Лучшие инсайты из разных сфер жизни
Сегодня многие виды бизнеса ушли в онлайн, а многие предприниматели потратили неоправданно много времени, чтобы адаптироваться к новым обстоятельствам. На самом деле, онлайн-бизнес не такая уж и новость, и, возможно, вам стоит для начала изучить 18 Extraordinary Lessons Learned From Interviewing The World’s Top SaaS Entrepreneurs («18 необычных уроков, извлеченных из интервью с ведущими SaaS-предпринимателями мира») [A. Turnbull, 2015]. Приведем самые интересные и наиболее универсальные из них:
- Всегда иметь бесплатный тариф.
- Действовать быстро, когда решение готово.
- Изучать и применять выражения, которые используют ваши клиенты.
- Сфокусироваться на конкретном сегменте аудитории и работать для него.
- Извлекать пользу из конфликтов.
- Верно расставлять приоритеты.
- Создавать услуги и контент для платящих клиентов.
- Оптимизировать коммуникации.