Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the cyr2lat domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/iqyou/data/www/iq-you.ru/blog/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wordpress-seo domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/iqyou/data/www/iq-you.ru/blog/wp-includes/functions.php on line 6114
Что такое инклюзия и почему инклюзивное образование выгодно государству?

Взгляд психолога. Что такое инклюзия? //Психологическая газета

Введение

Системы образования большинства современных государств призваны соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии — с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность); потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность). Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире.

Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа — это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода — инклюзивное образование.

Исходя из того, что инклюзивное образование является новым перспективным направлением современной российской образовательной политики и практики, оказывающим значительное влияние на основы общего образования, актуальность разработки данного вопроса очевидна.

Целью исследования выступает раскрытие аспектов проектирования модели инклюзивного образования в условиях начальной школы.

Задачи исследования:

  • определить понятие и нормативную основу реализации инклюзивного образования в России;
  • рассмотреть сущность инклюзивного образования и принципы его реализации;
  • раскрыть аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.

Объект исследования составляет инклюзивное образование, как форма организации процесса обучения.

Предмет исследования составляют аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.

Теоретическую основу исследования составляют работы С.В.Алехиной, Е.А.Воронич, Н.А.Мёдовой, М.Ю.Перфильевой, С.А.Прушинского, М.М.Семаго, Ю.П.Симоновой и др.

Информационную основу составляют нормы международного и российского законодательства по проблеме инклюзивного образования.

Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.

Видео

Дизайн

Концепция «дизайна для всех» появилась в XX веке, в первую очередь из-за демографических перемен. Американец Рональд Мейс придумал термин «универсальный дизайн» — так он описывал дизайн предметов и среды, который подходит всем, вне зависимости от возраста, наличия или отсутствия инвалидности или социального статуса. В 1989 году Мейс основал Центр доступного жилья, который сейчас называется Центром универсального дизайна, — именно в нём разработали основные принципы нового подхода, который и лежит в основе современного инклюзивного дизайна.

Универсальный дизайн описывается простым принципом — «ban the average, design for the edges», то есть «забудь о „среднем“, создавай дизайн для крайних точек». Понять его помогает простой исторический пример. В середине прошлого века ВВС США выявили несколько проблем, мешавших развитию авиации, — например, они обнаружили, что пилотам не подходит кабина, разработанная в 1920-х. ВВС решили, что средний пилот, как и средний американец, просто стал крупнее, и ему неудобно в тесной кабине. Они измерили десять показателей у 4 тысяч пилотов — например, длину туловища и объем грудной клетки — и надеялись, что смогут создать новую «среднюю» кабину.

Принципы инклюзивного образования

Первые учреждения инклюзивного типа появились в нашей стране в качестве эксперимента примерно в 80-90 годах 20 века. В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов и утвердила ее на законодательном уровне спустя 4 года (2012). С тех пор дети с ограниченными возможностями имеют полноправный доступ к обучению вместе со здоровыми ребятами.

Таким образом, инклюзивное образование – это вид о

Таким образом, инклюзивное образование – это вид образования, регулируемый Конституцией РФ и имеющий свои специфические принципы:

  1. Способности и достижения не определяют ценность человека.
  2. Думать и чувствовать способен каждый человек.
  3. Все люди имеют право на общение и успех.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Истинное образование возможно только в реальной среде.
  6. Каждый человек нуждается в дружбе и поддержке сверстников.
  7. Важно то, что человек может делать, а не то, чего он делать не может.
  8. Разнообразие делает жизнь человека сильнее и ярче.

Эти принципы – манифест о ценности человеческой жизни. О том, что все люди имеют равные права несмотря на проблемы с физическим или психическим здоровьем. О том, что недостатки одних могут служить ресурсом для других.

Инклюзия иинтеграция: вчем разница?

«Если детей с расстройствами аутистического спектра собрали в одном кабинете и выпускают по индивидуальному графику на перемены и в столовую — это не инклюзия, это интеграция. Инклюзивная культура предполагает полное погружение всех детей в обычную школьную среду».

Культура 

«Я не верю, что, чтобы поменять отношение к инвалидности в обществе, достаточно лишь упростить людям с ограниченными возможностями здоровья доступ в кафе и магазины. Здесь всё-таки задействовано много разных факторов, — отмечает Саймон Хейхоу. — Для сравнения можно взять наше отношение к нынешнему кризису миграции. Когда экономическая обстановка благоприятная, мы рады прибывающей рабочей силе и не против того, чтобы жить с людьми из разных стран и культур. Однако, как только дела наши начинают идти хуже, отношение к мигрантам меняется в негативную сторону».

Конечно, инклюзивность не заканчивается тем, чтобы просто предоставить всем равный доступ куда-либо: чтобы общество стало по-настоящему инклюзивным, нужно научиться принимать разнообразие. Тут полезны культурные проекты — например, специальные кинозалы, где комфортно людям с аутизмом, или музейные проекты: московский «Гараж» открывал музей на час раньше для посетителей с аутизмом. Для гостей с инвалидностью по зрению могут использовать тактильные материалы, а для гостей с инвалидностью по слуху — проводить экскурсии на жестовом языке. 

Постоянная неполная инклюзия

Эта разновидность означает смешанное обучение. В классы школы или группы ДОУ внедряют по 2-3 ребенка с заболеваниями или отклонениями, требующими особого внимания. 

При этом на некоторых уроках дети посещают занятия с дефектологом, а на остальных (равно как на внеклассных мероприятиях) сидят в общем классе. Такая инклюзия получила второе название — смешанная.

Смешанный вид удобен педагогам. Им не приходится получать дополнительную квалификацию и обучать детей в одно время сразу по двум программам. 

Что такое «Уроки доброты»?

Задачи «Уроков доброты»:
  • рассказать об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
  • рассказать о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
  • рассказать о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о доступной школе для всех.

«Погружение детей в ситуацию, когда „здесь и сейчас“ надо проявить свою толерантность, доброту, меняет взгляд, а может быть, и мировоззрение ребенка». 

Администрация ГБОУ ЦО № 1449 

Теги

Adblock
detector