Основные потребности человека. Классификация потребностей по Маслоу

Преимущества и недостатки

А теперь давайте разберемся в преимуществах и недостатках теории Абрахама Маслоу.

Преимущества

  • Позволила упорядочить потребности и объяснить простым языком, в чем нуждается человек.
  • Была основой для создания теорий мотивации.
  • Повлияла на все сферы человеческой жизни — ее применяют и в бизнесе, и в повседневной жизни.
  • Помогла понять ценности людей.
  • Удобна для самоанализа, чтобы разобраться в мыслях и желаниях, а также структурировать свои цели.

Недостатки

  • Нет способов эмпирически измерить степень удовлетворения, а значит — теория не может считаться доказательной.
  • Пирамида — упрощенная система она не подойдет для всех и каждого, нужно дополнительно сегментировать желания людей.
  • Модель не учитывает культурные различия и особенности. Также в силу объективных причин, а именно изменения образа жизни человека, она уже устарела и требует доработки и актуализации.
  • Теория не объясняет того, как удовлетворенная потребность может повторно мотивировать человека.
  • Исследование также не помогает в изучении неординарных поступков, а именно — не может объяснить их мотивы.
  • Согласно теории, человек удовлетворяет желания снизу вверх, но он постоянно нуждается в еде, а это значит, что существует и обратная зависимость.

Как определить потребности клиента по пирамиде Маслоу

Для определения потребностей клиента используются следующие инструменты:

  • составление портрета клиента по методике 5W Шеррингтона. Маркетолог собирает информацию о том, кто является клиентом, что именно предлагает бизнес, где и при каких условиях будут покупать этот товар;
  • анализ интересов потребителей. Проводится анализ реакций на разные рекламные месседжи, изучение карты пути клиента и динамики кликов;
  • опросы, позволяющие выявить боли, бюджет, потребности, возраст и другие индивидуальные характеристики клиентов из разных сегментов.

Опросы можно проводить в социальных сетях, в игровой форме через квизы или с помощью Google Форм.

Можно спрашивать клиента о его потребностях и ожиданиях напрямую, хорошим решением станет сбор информации об опыте использования аналогичного товара и покупок в других интернет-магазинах. Собранные данные систематизируются, после чего проводится сегментация целевой аудитории и разработка кампаний, соответствующих ожиданиям и интересам каждой группы.

Видео

Развитие потребности

Как уже говорилось, потребности личности развиваются и формируются в течение всей жизни. Поэтому они проходят определенные этапы развития. Их выделяют два:

  1. Первая стадия непосредственно связана с тем, что для осуществления какой-либо деятельности у человека формируется идеал или образ. Далее этот образ становится скрытым мотивом человеческое деятельности;
  2. Вторая стадия характеризуется тем, что человеческая потребность укрепляется, конкретизируется и полноценно формируется. К примеру, изначально у человека может сформироваться желание в заботе. Он будет осознавать эту потребность. Далее, после того, как она конкретизировалась, личность будет искать предмет потребности в заботе. Например, человека, о котором можно позаботиться, или же – человека, который может позаботиться о нем самом.

Фактически на втором этапе сменяются так называемый фазы потребностей. Если на первой стадии сначала возникает предмет потребности. То на второй все происходит ровным счетом наоборот.

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Примеры:

  • Г. Мюррей — достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон — новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм — значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные.
  • В зависимости от сферы приложения — коммуникативные (общение с другими людьми), когнитивные (потребность в получении новых знаний), потребности в труде и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные.
  • Коррелируя к их происхождению — эндогенные (обусловленные внутренними факторами) и экзогенные (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Значение в жизни человека

Итак, мы разобрали, что собой представляют потребности человека. Но каково их значение в нашей жизни? Давайте разбираться.

Во-первых, потребности олицетворяют саму личность. Поэтому их разнообразие позволяет сказать, что личность разносторонняя.

Во-вторых, потребности влияют на эффективность человеческой деятельности. В психологии отмечается, что они должны быть удовлетворены в процессе человеческой деятельности. Поэтому, когда концентрация силы потребности находиться в диапазоне «золотой середины» (средняя сила), то деятельность человека наиболее эффективна. Когда же она находиться на слабом или на сильном уровне так называемой силы, то работа становится неэффективной.

Пример. Если у человека есть необходимость в реализации себя в качестве руководителя, начальника или адепта в конкретной сфере. Но при этом, он работает уже многие годы в качестве наемного сотрудника низшего звена, то это чревато следующими последствиями. Во-первых, он не будет удовлетворён своей работой и жизнью. Во-вторых, он будет глубоко несчастен и агрессивен в отношении других и самого себя. В-третьих, у него развивается неприязнь к происходящему, цинизм. В целом такой человек перестает быть здоровым, так как он не может реализоваться.

Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности

Какие потребности есть у человека

Человек — один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

Физиологические Экзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище. Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Человек старается сделать процесс удовлетворения б

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен — все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные. К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные. Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Несмотря на то, что потребностей и желаний у людей очень много, их можно разделить по определенным группам. Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу скомпоновал все человеческие потребности в структуру, или пирамиду потребностей, которая представляет собой упрощенное изложение его идей.

Классификация потребностей по Маслоу отражает одну из самых известных на сегодняшний день теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Маслоу проанализировал все человеческие потребности и расположил в виде пирамиды.

Расширенная пирамида Маслоу

В поздних работах пирамида была дополнена двумя уровнями, расположенными между престижем и духовностью:

  • познавательные потребности: знания, умения, тяга к исследованиям, созидание. Появляется стремление к обучению, получению новых знаний и расширению круга увлечений;
  • эстетические потребности: красота, гармония, порядок. Человек испытывает желание путешествовать, посещать выставки и музеи, культурно развиваться, наслаждаться красотой природы и душевным равновесием.

Абрахам Маслоу разработал только теорию потребностей, в форму таблицы она была заключена другими учеными (примерно через 15-20 лет после выхода научных трудов американского психолога). Спустя годы пирамида не утратила свою актуальность, сегодня она используется аналитиками, маркетологами и другими представителями сферы продаж, которые стремятся лучше понимать потенциальных покупателей.

Расширенная пирамида Маслоу

Расширенная пирамида Маслоу

Удовлетворенная потребность перестает мотивировать

Речь идет о степени злободневности, своевременности реализации того или иного желания. Чувство безопасности не толкает на еще большую самозащиту, признание не требует дальнейших усилий самоутвердиться, большое количество прочных социальных связей не ведет к их бесконечному созданию и укреплению. Когда мы чего-то добиваемся, нам надо идти вперед и искать то, что мы не успели удовлетворить.

Степень удовлетворенности потребностей

Человек никогда не бывает полностью удовлетворен всеми аспектами своей жизни. Ощущение абсолютного счастья быстротечно, ему на смену приходит осознание собственных недостатков, путей для развития и улучшения. Поэтому чтобы более точно охарактеризовать уровень удовлетворенности конкретной потребности, можно использовать понятие «меры» или «степени», выражать его в процентах.

К примеру, физиологические потребности человека удовлетворены на 70%, признание — на 30%, а принадлежность — на 10%. Очевидно, что работать ему нужно сразу с несколькими уровнями, стремиться к максимальному показателю. Но в приоритете — принадлежность, то есть развитие в социальной или любовной сфере. 

И еще одна особенность. Пробуждение потребностей происходит не внезапно. Иногда этот процесс может длиться годами. Некоторые ступени (обычно высшие) могут вообще «спать» даже при условии полной удовлетворенности потребностей на низших уровнях. 

Критика

Основными аргументами сторонников движения антиМаслоу являются:

  • Иерархическая лестница очередности не соответствует действительности.
  • Все стремления не могут быть удовлетворены никогда.
  • Она не подтверждена экспериментально.

Эд Диннер провел огромную работу, проанализировав известную модель в 155 странах мира начиная с 2005 до 2010 года. Он пришел к выводу, что порядок удовлетворения потребностей значения не имеет, а обеспечение перечисленных благ связано с ощущением счастья. Поэтому в целом теория Маслоу верна.

Применение в жизни

Как мы уже говорили выше, теория помогает разобраться в себе — в мыслях, желаниях, ценностях и страхах. Анализируя события или поступки, можно понять, какая потребность нуждается в удовлетворении и какие факторы мешают это сделать.

Также человек способен анализировать других людей и понимать, как нужно взаимодействовать с ними. Это может быть поддержка друга или партнера в трудную минуту, соблюдение этики в деловом общении, выражение благодарности продавцу в магазине.

Базовые потребности человека 

Базовые потребности – те нужды, без которых человек не может существовать. Они главные и в основном — физиологического характера, хотя в зависимости от темперамента и типа личности, могут быть и иного вида.  

В первую очередь, базовыми потребностями ученые считают врожденные: дышать, пить, есть, спать, носить одежду и обувь. Для одних людей базовой становится потребность остаться наедине с собой и восстановить силы, для других – окунуться в общение. Для кого-то жизненно необходимо тренироваться ежедневно.

Таким образом, у каждого индивида могут быть свои собственные наборы базовых потребностей, которые включают общепринятые и иные нужды.

Психологи утверждают, что список потребностей, которые люди могут относить к базовым, пополняется и растет с завидным постоянством. ​​​​​​​

Физиологические потребности – главные в теории Маслоу

Физиологические потребности занимают первое место в иерархии Абрахама Маслоу. Это то, что помогает человеку жить и выживать. Человек имеет такие же физиологические потребности, как и животные – дышать, есть, пить, спать, продолжать род. 

Когда человек обеспечен едой, водой, кислородом, достаточно спит, у него развивается потребность в сексе. Конечно, отсутствие сексуальной жизни еще никого не поставило под угрозу смерти. Но само по себе может вызвать невротическое расстройство и изменить психику. У неудовлетворенного сексуально человека есть риск развития фрустрации, что проявляется в усилении тревожности, раздражительности и подавленности.

Социальные потребности

Социальные потребности обусловлены тем, что в жизни человек постоянно взаимодействует с другими представителями общества. Социум влияет на формирование личности, привычек, способов общения. Психологи доказали, что только во взаимодействии с людьми может сформироваться гармоничная и развитая личность. Эти потребности относятся к приобретенным, не к врожденным.

Несмотря на то, что социальные потребности не влияют на природу жизни и смерти (человек вряд ли умрет, если не будет неделю разговаривать ни с кем), эти нужды играют важную роль в жизни. Среди социальных потребностей выделяются дружба, любовь, общение, одобрение, забота, совместное времяпрепровождение.

Отличительной чертой социальных потребностей является то, что удовлетворение их возможно исключительно при взаимодействии с другими представителями социума. Испытывая дружеские и любовные чувства, уважение, удовольствие от совместной деятельности с кем-либо, человек способен повысить самооценку, стать увереннее в себе, научиться достигать цели. 

Социальная потребность выражается в желании трудиться, работать, проявлять активность и неравнодушие по отношению к общественным проблемам и проблемам отдельных людей. Люди вступают в сообщества и клубы по интересам, чтобы следовать единой цели и, таким образом, удовлетворяют собственную потребность, а также потребность социума. 

Наоборот, если социальная потребность не удовлетворена, человек испытывает раздражение, апатию, становится одиноким и необщительным, испытывает стресс и нередко заболевает.

Социальные потребности делятся на 3 категории:

  1. Для себя. Когда человеку нужно понять самого себя, осознать свое место в социуме, добиться определенного статуса и положения. 
  2. Для других. Когда человек играет роли друга, супруга, сына/дочери, родителя. Здесь на первое место выходит помощь другим, забота о них, преданность.
  3. Коллективные нужды. Сюда относятся потребность в свободе, мире, безопасности общества в целом, справедливости

Духовные потребности – высшие потребности человека

Духовные потребности стоят на высшем месте пирамиды потребностей. Потребности может быть эстетической, религиозной, познавательной и нацеливаться на познание мира и себя. Люди начинают изучать духовные основы нравственности, чтобы понять и осознать смысл существования и собственную миссию, стремиться к духовному росту, обретать веру.

Удовлетворяя духовные потребности, люди приобщаются к искусству, музыке, литературе, философии.

Они побуждают к творчеству, самореализации, повышению уровня собственного развития. Духовные потребности имеют некоторые признаки:

  • они неизменно возникают в человеческом сознании;
  • человек осознает их необходимость;
  • имеют различные способы удовлетворения, они бескорыстны;
  • не имеют границ.

Самой главной духовной потребностью психологи считают стремление к познанию. Кто-то читает книги, кто-то интернет-публикации, кто-то смотрит обучающие видеосюжеты и телепередачи.

Все люди имеют разные способы познать мир и достичь гармонии, но исход один: человек, стремящийся к знанию, меняет мир к лучшему, так как меняется сам.

Эстетическое удовольствие человек испытывает, посещая музеи, выставки, иные произведения искусства. Красивые интерьеры также вызывают ощущение удовлетворения духовной потребности. Человек, познавая себя, стремится к самосовершенствованию. А это повышает уровень духовности всего социума.

Подводя итог, отметим, что пирамида потребностей Маслоу, хотя и не признана идеальной иерархией в научном сообществе, совмещает и классифицирует основные потребности человека. Она определяет базовые, физиологические, духовные потребности, присущие разным категориям людей и социальным группам. Общая особенность потребностей в том, что пока не будут удовлетворены базовые, не появятся другие.

Так или иначе, каждый уровень индивидуален и не всегда совпадает с предложенным Маслоу списком. Поэтому, чтобы лучше понимать себя и осознавать свои потребности, необходимо развиваться и самосовершенствоваться. Только гармоничная личность в состоянии распознать свои потребности и найти способы их удовлетворения. Иначе человек всегда будет находиться в неудовлетворенном состоянии, станет испытывать стресс. 

Теги

Adblock
detector