Содержание материала
Субкультура
Форма (или тип) культуры, которая имеет соответствующую систему символов и ценностей (то есть норм, стандартов, идеалов и убеждений), отличающих определенную социальную группу от большинства членов общества.
В антропологии – группа людей в пределах большого общества с отличными стандартами и моделями поведения.
Субкультура (лат. Sub – под чем-то, лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие) – в широком смысле, часть всего, что создано человеческим обществом: это любая группа в составе большей, сборной культуры, члены которой имеют интересы, отличающиеся от интересов тех, кто принадлежит к основному руслу культуры (господствующей культуры). В более узком смысле, субкультура – это любая отличная по стилю и идентичности группа. Такие различия могут быть и очень заметными, однако, как правило, они являются второстепенными относительно ценностей господствующей культуры. Принадлежность человека к той или иной субкультуре – явление в историко-культурной перспективе изменчивое. Если до начала Нового времени (XVI в.) преобладало постоянство принадлежности человека к определенной субкультуре, то в наше время вполне естественным выглядит изменение человеком своего субкультурного статуса. В одном из самых известных культурологических трудов последней четверти XX в. «Третья волна» американский ученый Олвин Тоффлер, среди других причин, объяснил этот феномен необходимостью иметь в форме субкультуры определенную стабильность в современной социокультурной ситуации, которая требует ежедневного выбора между многочисленными предложениями товаров, услуг, ценностей, норм и стилей жизни.
Видео
О сходстве и различии терминов
Начиная с шестидесятых годов прошлого века понятия «массовая культура», «контркультура» и «субкультура» начали сближаться. Молодежь пытается сплотиться против общего «врага», видя такового в лице общества в целом, либо отдельных социальных явлений. Но все же между данными определениями существует разница. Давайте рассмотрим основные различия молодежной субкультуры и контркультуры как таковой.
Первая из них существует, как правило, в атмосфере игры, противопоставляя понятия «Мы» и «Они». Заняты представители молодежных субкультур достаточно конструктивной деятельностью. Их цель – создать свой особенный мир. Они не стремятся сражаться с врагом и чаще всего занимают пассивную позицию.
Понятие контркультуры предполагает существование в форме митинга. Подразумевается наличие общего противника, против которого следует сражаться. Основой существования контркультуры служит деятельность деструктивного характера, цель которой – победа над врагом. Доходит до открытого противостояния и вполне реального объявления войны враждебным ценностям общества.
Как правило, данные отличия характерны для чистых форм контркультуры и молодежной субкультуры. На практике существует масса промежуточных вариантов, сочетающих в себе элементы обеих форм. Самые яркие примеры субкультуры и контркультуры мы приведем ниже.
Почему эта среда так привлекательна
Кроме того, пребывание в рамках того или иного неформального движения занимает время подростков, приучает их структурировать собственный досуг и, в конечном итоге, ведет к большей организованности.
Отметим, что весьма немалому числу представителей молодежи свойственно отсутствие ярко обозначенной личной самоидентификации. Большинство из них находится во власти поведенческих стереотипов, что в итоге приводит подростков в ряды неформалов. Любая молодежная контркультура на 80-90 % состоит из любителей подражать, не способных на отстаивание собственной индивидуальности.
Наиболее простая причина примыкания подростков к представителям той или иной субкультуры – поиск людей, близких по убеждениям. Эпатаж, как и внешняя атрибутика, по сравнению с этим вторичны.
Примеры субкультур
Чтобы окончательно разобраться в том, что такое субкультура, рассмотрим несколько примеров. Вообще, их существует огромное количество и постоянно возникают новые. Однако в истории есть несколько наиболее ярких субкультурных движений, которые не просто были популярны, но и оказали заметное влияние на глобальные исторические события. Рассмотрим несколько наиболее известных.
Панки
Данная подкультура возникла в 1970-х годах в Великобритании. Страна не могла преодолеть сильный экономический кризис, молодые люди не могли трудоустроиться и не понимали, что делать дальше. Из-за этого у них появился лозунг «Нет будущего!», который и стал девизом субкультуры. Идея данного движения заключалась в том, что ситуация уже настолько плоха, что испортить её ещё сильнее просто невозможно. Панки не отличались особой законопослушностью, поскольку считали, что им нечего терять.
Готы
Это движение возникло под влиянием панк-культуры и многое от неё переняло. Готы тоже пренебрежительно относятся к образованию и любому личностному развитию. При этом они ведут себя более сдержанно, чем панки, и не стремятся к такому пёстрому внешнему виду. В их внешности преобладает чёрный цвет. Они выбирают черную одежду и аксессуары, красят черной краской волосы, используют черный макияж.
Эмо
Это самая эмоциональная субкультура, ведь именно от слова «эмоции» образовано её название. Эмо слушают особую музыку и одеваются так, чтобы создать максимально драматический и эмоциональный образ. Также для них характерны специфические прически и обильный макияж, подчеркивающий размер и форму глаз. В их внешнем виде преобладают черный и розовый цвет.
Хиппи
Это особая философия и субкультура, возникшая в США в 1965 году. Данное движение стало ответом на тогдашние реалии – участие Штатов во вьетнамской войне, всё ещё существовавшую расовую сегрегацию и иные проявления неравенства. Хиппи выступали за мир, свободу, любовь, толерантность и равные права. Именно они придумали известный девиз американской молодёжи того времени: «Make love, not war» (Занимайтесь любовью, а не войной).
Скинхеды
Это ультраправое молодёжное движение, сторонники которого придерживались националистических или даже откровенно нацистских взглядов. Скинхеды появились в Великобритании в 1980-х. К данной субкультуре обычно примыкали агрессивные молодые люди, склонные к ксенофобии и нетерпимые вообще ко всем, кто чем-то отличается от них. Многие из них проникались идеями Гитлера и считали, что белая арийская раса должна господствовать в мире.
Скинхеды были самой агрессивной из молодёжных субкультур. Они нападали на представителей национальных или сексуальных меньшинств и вообще всех, кто чем-то от них отличался. При таких нападениях они не раздумывая пускали в ход холодное оружие и часто наносили своим жертвам смертельные ранения. В 2000-х годах данное движение было популярно и в России, но на сегодняшний день от него мало что осталось.
Яппи
Это субкультура успешных молодых людей, являющихся высокооплачиваемыми профессионалами в определенной сфере деятельности. Как правило, это люди, только окончившие вуз. У них ещё нет семьи, и они могут тратить всё заработанное на себя. Поэтому они всегда одеты с иголочки, покупают топовые смартфоны в день презентации, следят за актуальными событиями и новинками. Яппи уделяют внимание здоровью, ходят в спортзал, бегают по утрам, нередко становятся приверженцами вегетарианства.
Молодежные субкультуры и их роль в современном обществе
Время стремительно летит и мир подстраивается под его изменения. Однако всегда были те, кто считал нужным придерживаться выбранной идеологии, бросая вызов большинству окружающих. В ХХ столетии такие индивидуумы объединились под термином «субкультуры», и активно продолжают развивать свои сообщества.
Изначально представители таких групп всячески противопоставляли себя большинству и неохотно принимали в свои ряды новичков. Сейчас в этом плане свободы гораздо больше. В советском союзе их назвали неформальным объединением молодежи. К ним относились с неодобрением и опаской, но сейчас субкультуры уже не кажутся чем-то необычным, пугающим и нездоровым.
Они уже не считаются чем-то категорически негативным, и даже несут определенную пользу обществу. Теперь люди, которые раньше замыкались в себе, боясь оказаться непонятыми, могут легко найти друзей по интересам, какие бы безумные увлечения их не интересовали.
Членами различных субкультур зачастую становятся подростки, желающие выразить протест взрослым, и если их выбор падает на гопников и эмо, то это может привести к проблемам.
Признаки субкультуры
В большинстве случаев представители субкультур стремятся подчеркнуть свою принадлежность к определенному течению. Это проявляется в их привычках, манере поведения, особенностях речи и внешнего вида. Они слушают определенные стили музыки и часто отрицают другие стили, даже если не испытывают к ним эстетического неприятия.
Большинству подкультур свойственно наличие таких элементов как:
- особый стиль жизни и поведения;
- собственный набор моральных ценностей и взглядов;
- характерные особенности внешнего вида;
- нонконформизм;
- низкая толерантность ко всеобщим ценностям и высокая к ценностям, принятым внутри движения.
Обычно субкультуры аполитичны, и их представители подчеркивают свою аполитичность. Но бывает и так, что они придерживаются определенных политических взглядов, которые высказывают в довольно жёсткой форме. Субкультура может быть замкнутой и стремиться максимально изолироваться от общества, а может вести себя вызывающе, демонстрируя протест против принятых в обществе норм или каких-то значимых событий. Многие субкультуры имеют собственную прессу и общественные организации.
Контркультура
Форма (или тип) культуры, которая активно противостоит «официальной» традиционной культуре.
Контркультура объединяет любые формы девиантного поведения. Понятие контркультуры близко понятию альтернативной культуры. В более узком и конкретном значении термин «контркультура» употребляется для обозначения формы протеста против культуры «отцов», распространившейся среди части американской молодежи в 60-х — начале 70-х годов XX века (контркультура 60-х). Этот неологизм впервые использован в 1968 г. Теодором Рошаком. Ознакомление с работами теоретиков контркультуры, например Герберта Маркузе и Жан-Поля Сартра, дает возможность шире представить ее социально-исторический смысл.
На самом деле, возникновение контркультуры – явление вполне закономерное.
Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть культурного пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Кроме того, в каждой доминирующей культуре всегда существуют существенные устаревшие элементы. Они не отвечают потребностям сегодняшнего дня и является объектом подражания лишь по традиции или привычке. Поэтому, указывая на такие элементы, контркультура может играть и положительную культуротворческую роль. Таковым в первые века своей истории было христианство, которое прежде чем быть провозглашенным в IV в. н. э. официальной религией Римской империи, подвергалось преследованиям именно как контркультура, враждебная господствующей культуре на основе языческой религии.