Содержание материала
Введение
Системы образования большинства современных государств призваны соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе: потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии — с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность); потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность). Создание в школах возможностей для удовлетворения этих индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире.
Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа — это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода — инклюзивное образование.
Исходя из того, что инклюзивное образование является новым перспективным направлением современной российской образовательной политики и практики, оказывающим значительное влияние на основы общего образования, актуальность разработки данного вопроса очевидна.
Целью исследования выступает раскрытие аспектов проектирования модели инклюзивного образования в условиях начальной школы.
Задачи исследования:
- определить понятие и нормативную основу реализации инклюзивного образования в России;
- рассмотреть сущность инклюзивного образования и принципы его реализации;
- раскрыть аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.
Объект исследования составляет инклюзивное образование, как форма организации процесса обучения.
Предмет исследования составляют аспекты проектирования модели инклюзивного образования в начальной школе.
Теоретическую основу исследования составляют работы С.В.Алехиной, Е.А.Воронич, Н.А.Мёдовой, М.Ю.Перфильевой, С.А.Прушинского, М.М.Семаго, Ю.П.Симоновой и др.
Информационную основу составляют нормы международного и российского законодательства по проблеме инклюзивного образования.
Структура работы включает введение, три раздела, заключение, список использованной литературы, приложение.
Видео
Дизайн
Концепция «дизайна для всех» появилась в XX веке, в первую очередь из-за демографических перемен. Американец Рональд Мейс придумал термин «универсальный дизайн» — так он описывал дизайн предметов и среды, который подходит всем, вне зависимости от возраста, наличия или отсутствия инвалидности или социального статуса. В 1989 году Мейс основал Центр доступного жилья, который сейчас называется Центром универсального дизайна, — именно в нём разработали основные принципы нового подхода, который и лежит в основе современного инклюзивного дизайна.
Универсальный дизайн описывается простым принципом — «ban the average, design for the edges», то есть «забудь о „среднем“, создавай дизайн для крайних точек». Понять его помогает простой исторический пример. В середине прошлого века ВВС США выявили несколько проблем, мешавших развитию авиации, — например, они обнаружили, что пилотам не подходит кабина, разработанная в 1920-х. ВВС решили, что средний пилот, как и средний американец, просто стал крупнее, и ему неудобно в тесной кабине. Они измерили десять показателей у 4 тысяч пилотов — например, длину туловища и объем грудной клетки — и надеялись, что смогут создать новую «среднюю» кабину.
Принципы инклюзивного образования
Первые учреждения инклюзивного типа появились в нашей стране в качестве эксперимента примерно в 80-90 годах 20 века. В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов и утвердила ее на законодательном уровне спустя 4 года (2012). С тех пор дети с ограниченными возможностями имеют полноправный доступ к обучению вместе со здоровыми ребятами.
Таким образом, инклюзивное образование – это вид образования, регулируемый Конституцией РФ и имеющий свои специфические принципы:
- Способности и достижения не определяют ценность человека.
- Думать и чувствовать способен каждый человек.
- Все люди имеют право на общение и успех.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Истинное образование возможно только в реальной среде.
- Каждый человек нуждается в дружбе и поддержке сверстников.
- Важно то, что человек может делать, а не то, чего он делать не может.
- Разнообразие делает жизнь человека сильнее и ярче.
Эти принципы – манифест о ценности человеческой жизни. О том, что все люди имеют равные права несмотря на проблемы с физическим или психическим здоровьем. О том, что недостатки одних могут служить ресурсом для других.
Инклюзия иинтеграция: вчем разница?
«Если детей с расстройствами аутистического спектра собрали в одном кабинете и выпускают по индивидуальному графику на перемены и в столовую — это не инклюзия, это интеграция. Инклюзивная культура предполагает полное погружение всех детей в обычную школьную среду».
Культура
«Я не верю, что, чтобы поменять отношение к инвалидности в обществе, достаточно лишь упростить людям с ограниченными возможностями здоровья доступ в кафе и магазины. Здесь всё-таки задействовано много разных факторов, — отмечает Саймон Хейхоу. — Для сравнения можно взять наше отношение к нынешнему кризису миграции. Когда экономическая обстановка благоприятная, мы рады прибывающей рабочей силе и не против того, чтобы жить с людьми из разных стран и культур. Однако, как только дела наши начинают идти хуже, отношение к мигрантам меняется в негативную сторону».
Конечно, инклюзивность не заканчивается тем, чтобы просто предоставить всем равный доступ куда-либо: чтобы общество стало по-настоящему инклюзивным, нужно научиться принимать разнообразие. Тут полезны культурные проекты — например, специальные кинозалы, где комфортно людям с аутизмом, или музейные проекты: московский «Гараж» открывал музей на час раньше для посетителей с аутизмом. Для гостей с инвалидностью по зрению могут использовать тактильные материалы, а для гостей с инвалидностью по слуху — проводить экскурсии на жестовом языке.
Постоянная неполная инклюзия
Эта разновидность означает смешанное обучение. В классы школы или группы ДОУ внедряют по 2-3 ребенка с заболеваниями или отклонениями, требующими особого внимания.
При этом на некоторых уроках дети посещают занятия с дефектологом, а на остальных (равно как на внеклассных мероприятиях) сидят в общем классе. Такая инклюзия получила второе название — смешанная.
Смешанный вид удобен педагогам. Им не приходится получать дополнительную квалификацию и обучать детей в одно время сразу по двум программам.
Что такое «Уроки доброты»?
Задачи «Уроков доброты»:- рассказать об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
- рассказать о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
- рассказать о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, то есть о доступной школе для всех.
«Погружение детей в ситуацию, когда „здесь и сейчас“ надо проявить свою толерантность, доброту, меняет взгляд, а может быть, и мировоззрение ребенка».
Администрация ГБОУ ЦО № 1449